Японцы
издревле были завзятыми путешественниками – когда один человек
собирался совершить паломничество к святым местам, на дорогу ему
сбрасывались всей деревней – с учётом того, что он привезёт памятные
сувениры для всех. Таким образом, получалось, будто человек лично
посетил святыню. Массовое участие было залогом непрерывного бума как
для гостиничного, так и для сувенирного бизнеса. Уже в те времена были
утверждены (негласно конечно же) многие паломнические маршруты – можно
было выбрать один из предлагаемых 88 храмов острова Сикоку, священные
места Западных провинций или совершить восхождение на Фудзи-сама.
В
эпоху сёгуната Токугава перемещение населения строго
регламентировалось, но на паломничества не налагалось никаких запретов,
и очень часто подобные вояжи имели развлекательный характер для простых
людей. В то же время каждый даймё был обязан проводить часть времени в
Эдо (Токио), а часть – в своих родовых землях, таким образом
наблюдалась постоянная ротация даймё и их свиты из разных концов страны
в её столицу и обратно. Это требовало создания соответствующих удобств
для путешественников и упорядочения коммуникаций в стране в целом.
В
эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) в стране была сооружена разветвленная сеть
железных дорог, и это значительно облегчило совершение путешествий. Тем
не менее, хотя все могли странствовать совершенно свободно, лишь
немногие делали это удовольствия ради – разумеется, за исключением
богачей. И только в конце 50х годов, когда обрели популярность
групповые туры к горячим источникам, спонсируемые компаниями для своих
работников, в Японии начала развиваться подлинная индустрия туризма,
ориентированная на массовый рынок.
Дальнейших рост жизненных
стандартов и распространение пятидневки среди рабочих внесли заметный
вклад в развитие туризма внутри страны. Особенно оживленный характер он
приобретает в так называемую "золотую неделю" (29 апреля - 5 мая), на
которую приходятся четыре национальных праздника, и в августовскую
неделю в середине этого месяца, когда японцы поминают умерших предков.
Групповые туры все еще популярны, но современные японцы всё чаще
путешествуют в компании родственников и друзей, останавливаясь на
курортах, которые предоставляют спортивные и рекреационные возможности.
В настоящее время туризм как составная часть отрасли экономики
претерпевает ряд существенных изменений – всё больше японцев
отправляется путешествовать по родной (и не только) стране и все они
предъявляют повышенные требования к качеству предоставляемых услуг. В
систему туризма входят транспортное и гостиничное обслуживание,
посреднические службы, устраивающие путешествия, а также производство и
продажу сувениров.
В связи с совершенствованием коммуникаций и всё
большим распространением личного автотранспорта среди населения
увеличилась длительность экскурсий – возникла возможность добираться до
самых удалённых и укромных уголков. Также распространяется продажа
дачных посёлков – как в предместьях крупных городов, так и опять-таки в
удалённых уголках страны. Отдельно следует отметить особенность
гостиничного бизнеса – рядом с крупными отелями в европейском стиле
располагаются маленькие гостиницы в традиционном духе - рёкан,
а администрация отелей (и рёкан тоже) заинтересована в предложении как
можно большего количества предлагаемых услуг – причем, оказываются они
не только постояльцам.
Тон в этом «обирании клиента» задают,
разумеется, самые фешенебельные отели, размещенные в крупнейших городах
и на известнейших курортах и пользующиеся прочной репутацией в
общенациональных масштабах. Распространена такая ситуация, когда от
«дополнительных» услуг доход превышает доход от прямой деятельности –
т.е. сдачи номеров.
На данный момент резко возросло число так
называемых "служб общих путешествий", т.е. предприятий, которые с
разрешения министра транспорта посредничают в организации внутренних
путешествий японцев и иностранцев, приезжающих в Японию, и зарубежных
путешествий японцев. В этом буме задействованы как специализированные
предприятия и торговые компании непосредственно сферы туризма, так и
компании, владеющие универмагами и заботящиеся о расширении спроса, и
банки, предлагающие кредитование путешественников.
Развитие
предлагаемых туристам услуг развивалось по накатанной колее и сейчас
японским путешественникам сотрудники «служб путешествий» помогают в
выборе маршрутов, страхуют самих туристов и их багаж, осуществляют
выпуск дорожных чеков, снабжают специальными купонами и размещают своих
клиентов в специально предусмотренных гостиницах, заказывают визы – то
есть, в общем-то, делают то же, что и наши с вами туристические
операторы и агентства, но, пожалуй, с чуть большей долей
ответственности за свои действия. И нужно отметить, что с учетом
нынешнего размаха туризма (число японцев, путешествующих по внутренним
маршрутам, ежегодно приближается к миллиарду человек и более десяти
миллионов ежегодно отправляются в зарубежные поездки, также примерно
два с половиной миллиона иностранцев ежегодно посещают Японию) наличие
многогранного механизма его обслуживания является совершенно
естественным.