Для современного среднестатистического японца поездки и путешествия стали органической
составляющей его образа жизни. На отдых и развлечения, среди которых немалую долю
занимает туризм, приходится свыше 20% семейных расходов. Каждый взрослый гражданин
страны успел трижды побывать за рубежом.
Начало эры международного туризма в Японии обычно датируют 1963 г., когда парламентом
страны был принят закон, определивший основные цели и направления: с одной стороны,
привлечение иностранных туристов, с другой — поддержка стремления японцев узнать
мир.
Туризм в Японии стал делом общенациональным. Он — объект неустанного внимания
авторитетных государственных структур, прежде всего департамента туризма Министерства
транспорта, располагающего целой сетью региональных отделений, а также двух органов
при Канцелярии премьер-министра страны — Совета по туристической политике и Межведомственного
координационного совета по туризму. В задачу последнего входит согласование действий
более чем двадцати министерств и ведомств, так или иначе связанных с туризмом.
С целью содействия иностранцам, приезжающим в Японию, и гражданам Страны восходящего
солнца, собирающимся за рубеж, в апреле 1959 г. на основе специального закона
была создана некоммерческая Японская национальная туристическая организация (JNTO).
Проблемы же туризма внутри страны находятся в ведении главным образом Японской
туристической ассоциации (JTA).
Организацией туризма в Японии занимаются специализированные туристические агентства
и фирмы, которых здесь насчитывается более пяти тысяч.
Забота государства о развитии туристического бизнеса проявляется и в правовой
поддержке перспективных начинаний в этой отрасли. Примером могут служить законы
о развитии курортных районов, о национальных парках, об улучшении оборудования
международных туристических гостиниц, о работе гида-переводчика, о развитии туризма
через традиционные празднества и мероприятия, о горячих источниках и многие другие.
Согласованные усилия государства и бизнеса не пропали даром. Сегодня Страна
восходящего солнца располагает первоклассными, говоря языком специалистов, «туристическими
ресурсами»: заповедниками и историческими памятниками, зоопарками и ботаническими
садами, музеями и развлекательными комплексами. А ознакомление с этими достопримечательностями
превращается в комфортное занятие благодаря развитому гостиничному хозяйству,
современной транспортной системе и отвечающему мировым стандартам сервису. Непосредственно
в сфере туризма трудится около 1,91 млн. человек. Кроме того, 4,1 млн. человек,
или 6,3% от числа имеющих постоянную работу японцев, заняты производством связанных
с туризмом товаров и услуг. Их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет
5,4%.
За период с 1964 г. по 1994 г. число иностранных туристов, ежегодно посещающих
Японию, возросло с 353 тыс. человек до 3468 тыс. человек, то есть увеличилось
почти в 10 раз. Это безусловно успех, хотя и относительный: до стран более развитых
в том, что касается иностранного туризма, Японии еще далеко. Если отношение числа
зарубежных туристов, приехавших, например, в Великобританию, к количеству граждан
этой страны составило в 1994 г. 0,33, во Франции — 1,04, в Сингапуре — 2,02, в
Австрии — 2,28, то в Японии — 0,03. Главную причину, сдерживающую поток зарубежных
гостей в страну, чаще всего усматривают в том, что пребывание в Японии «благодаря»
постоянно возраставшему в последние годы курсу иены превращается в дорогое удовольствие.
Попытки правительства как-то ослабить влияние этого фактора с помощью беспошлинной
продажи ряда производимых в стране товаров, скидок со стоимости проезда и тому
подобных мер пока не дают заметного эффекта.
Гораздо более высокие достижения Японии связаны с другой стороной международного
туризма — поездками японцев в другие страны. За тот же тридцатилетний период число
граждан Страны восходящего солнца, ежегодно выезжающих за рубеж, подскочило более
чем в 100 раз. Подсчитано, что расходы выезжающего за рубеж японского туриста
составляют в среднем за одну поездку 3200 долларов.
Необъятные просторы России пока не очень манят к себе японских путешественников.
Лишь около тридцати тысяч из почти 15 миллионов выезжавших в 1995 г. за рубеж
японцев предпочли приехать в нашу страну. Это примерно в 50 раз меньше, чем во
Францию или Китай. По мнению японских специалистов, Россия обладает хорошими «туристическими
ресурсами», которые, однако, нужно уметь использовать.