Японцы
издревле были завзятыми путешественниками – когда один человек
собирался совершить паломничество к святым местам, на дорогу ему
сбрасывались всей деревней – с учётом того, что он привезёт памятные
сувениры для всех. Таким образом, получалось, будто человек лично
посетил святыню. Массовое участие было залогом непрерывного бума как
для гостиничного, так и для сувенирного бизнеса. Уже в те времена были
утверждены (негласно конечно же) многие паломнические маршруты – можно
было выбрать один из предлагаемых 88 храмов острова Сикоку, священные
места Западных провинций или совершить восхождение на Фудзи-сама.
В эпоху сёгуната Токугава перемещение
населения строго регламентировалось, но на паломничества не налагалось
никаких запретов, и очень часто подобные вояжи имели развлекательный
характер для простых людей. В то же время каждый даймё был обязан
проводить часть времени в Эдо (Токио), а часть – в своих родовых
землях, таким образом наблюдалась постоянная ротация даймё и их свиты
из разных концов страны в её столицу и обратно. Это требовало создания
соответствующих удобств для путешественников и упорядочения
коммуникаций в стране в целом.
В эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) в стране
была сооружена разветвленная сеть железных дорог, и это значительно
облегчило совершение путешествий. Тем не менее, хотя все могли
странствовать совершенно свободно, лишь немногие делали это
удовольствия ради – разумеется, за исключением богачей. И только в
конце 50х годов, когда обрели популярность групповые туры к горячим
источникам, спонсируемые компаниями для своих работников, в Японии
начала развиваться подлинная индустрия туризма, ориентированная на
массовый рынок.
Дальнейших рост жизненных стандартов и
распространение пятидневки среди рабочих внесли заметный вклад в
развитие туризма внутри страны. Особенно оживленный характер он
приобретает в так называемую “золотую неделю” (29 апреля - 5 мая), на
которую приходятся четыре национальных праздника, и в августовскую
неделю в середине этого месяца, когда японцы поминают умерших предков.
Групповые туры все еще популярны, но современные японцы всё чаще
путешествуют в компании родственников и друзей, останавливаясь на
курортах, которые предоставляют спортивные и рекреационные возможности.
В настоящее время туризм как составная
часть отрасли экономики претерпевает ряд существенных изменений – всё
больше японцев отправляется путешествовать по родной (и не только)
стране и все они предъявляют повышенные требования к качеству
предоставляемых услуг. В систему туризма входят транспортное и
гостиничное обслуживание, посреднические службы, устраивающие
путешествия, а также производство и продажу сувениров.
В связи с совершенствованием
коммуникаций и всё большим распространением личного автотранспорта
среди населения увеличилась длительность экскурсий – возникла
возможность добираться до самых удалённых и укромных уголков. Также
распространяется продажа дачных посёлков – как в предместьях крупных
городов, так и опять-таки в удалённых уголках страны. Отдельно следует
отметить особенность гостиничного бизнеса – рядом с крупными отелями в
европейском стиле располагаются маленькие гостиницы в традиционном духе
- рёкан, а администрация отелей (и рёкан тоже) заинтересована в
предложении как можно большего количества предлагаемых услуг – причем,
оказываются они не только постояльцам.
Тон в этом «обирании клиента» задают,
разумеется, самые фешенебельные отели, размещенные в крупнейших городах
и на известнейших курортах и пользующиеся прочной репутацией в
общенациональных масштабах. Распространена такая ситуация, когда от
«дополнительных» услуг доход превышает доход от прямой деятельности –
т.е. сдачи номеров.
На данный момент резко возросло число
так называемых “служб общих путешествий”, т.е. предприятий, которые с
разрешения министра транспорта посредничают в организации внутренних
путешествий японцев и иностранцев, приезжающих в Японию, и зарубежных
путешествий японцев. В этом буме задействованы как специализированные
предприятия и торговые компании непосредственно сферы туризма, так и
компании, владеющие универмагами и заботящиеся о расширении спроса, и
банки, предлагающие кредитование путешественников.
Развитие предлагаемых туристам услуг
развивалось по накатанной колее и сейчас японским путешественникам
сотрудники «служб путешествий» помогают в выборе маршрутов, страхуют
самих туристов и их багаж, осуществляют выпуск дорожных чеков, снабжают
специальными купонами и размещают своих клиентов в специально
предусмотренных гостиницах, заказывают визы – то есть, в общем-то,
делают то же, что и наши с вами туристические операторы и агентства,
но, пожалуй, с чуть большей долей ответственности за свои действия. И
нужно отметить, что с учетом нынешнего размаха туризма (число японцев,
путешествующих по внутренним маршрутам, ежегодно приближается к
миллиарду человек и более десяти миллионов ежегодно отправляются в
зарубежные поездки, также примерно два с половиной миллиона иностранцев
ежегодно посещают Японию) наличие многогранного механизма его
обслуживания является совершенно естественным.