Миниатюрная
скульптура — нэцкэ - получила широкое распространение в XVIII — первой половине
XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее
связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и
все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.)
прикрепляются к поясу с помошью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно
имеет отверстие для шнурка, с помошью которого к нему прикрепляется нужный
предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы употреблялись и раньше, но с конца
XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие
свою подпись на произведениях.
Нэцкэ —
искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ можно
судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан.
Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной
скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди которых наиболее
популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными
сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян
внутри — пожелание большого мужского потомства, две уточки — символ семейного
счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни
города. Это бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женшины за разными
занятиями, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с
точки зрения японцев, одежде — широкополых шляпах, камзолах и брюках.
Отличаясь
тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока, и
это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих
деталей, округленную, приятную на ошупь. С этим связан и выбор материала: не
очень тяжелого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространенными
материалами были разные породы дерева, слоновая кость, керамика, лак и металл.