С большим искусством и вкусом украшаются японцами их
дом, жилище, места работы и отдыха. Элементарный толковый словарь языка дает
следующее пояснение: « Икэбана - искусство ставить цветы и ветки в сосуды для
цветов».
Но это слишком примитивное
объяснение , рассчитанное на иностранцев, на самом деле японцы вкладывают в «
Икэбана» глубокий смысл. Это целая философия , свои особый способ понимания и познания окружающего мира.
Характерно, что каждый цветок или
веточка, на взгляд японцев, должны иметь определенное значение. Часто ,
например, высокая веточка означает небосвод, средняя - человека , а самая
низкая - землю. Такое соединение трех
веток или одну ветку с особо расположенными отростками именуют « триадой» :
«небо, земля, человек» , имеющей свои глубокие корни в духовной жизни народа ,
его философии. Истоки этой философии ,
так же нужно искать в бездонной кладези китайской мудрости. Ответ можно попытаться
найти в древнейшей сокровищнице мудрости- каноне « Ицзин» - « Книга перемен»-
самому удивительному трактату китайской древности. Главная мысль , которой
проникнута « Книга перемен» , утверждает принцип изменчивости всего
существующего, всех вещей и явлений ,
первоисточниками которых выступают земля и небо. При этом сам процесс
непрерывно происходящих изменений объясняется как вечная коллизия , столкновение
и взаимодействие противоположных сил, космических сил : «Ян» - света и «Инь»
-тьмы. Именно в этом трактате получает свое толкование знаменитая триада: «
Небо -вверху, земля внизу, между ними человек» Три начала бытия , три его
ипостаси , три мира, три сферы жизни - равноценные , равнозначные. Они - в
вечном единстве , и в то же время каждый из них сам по себе. Они - нераздельны
и в то же время неслиянны. Вот о чем говорит эта незатейливая ветка , если
отростки на ней расположены так , как нужно , осмысленно, Здесь философия и
эстетика. Также важно упомянуть, что в
основном произведения «Икэбана» , выставляются на фоне предметов старины ,
произведений искусства и они как правило
бывают небольших размеров и отличаются
филигранной тонкостью , художественностью мастерства. Миниатюрность-
характерная черта эстетического вкуса японцев их философского мировоззрения .Искусство
« Икэбана» имеет определенное воздействие
на духовную жизнь японского народа, обогащая и облагораживая эстетический вкус человека, воспитывая в нем
любовь к истинной красоте искусства, расширяя возможности его любования
прекрасным в жизни и искусстве , в многообразных формах его проявления .