Главная | Регистрация | Вход

Все о Японии


Главная » Статьи » Искусство

Все о Бонсай
Бонса́й (яп. 盆栽) — (букв. «растение в горшке») — искусство выращивания карликовых деревьев в небольших ёмкостях. Слово «бонсай» пришло из китайского, там аналогичное понятие «пен-цай» было заимствовано после распространения в Японии техник бонсаи.

История

Изначально бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и кленов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам, бедным почвам и различным другим методам.



Стили

В настоящее время существуют следущие стили бонсая:

Тёккан

Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.





Моёги

У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.



Сокан

Сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию отличающиеся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.




Сякан

Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.




Кенгай

Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах.В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы находящеся в горшке.




Хан-кенгай

Хан-кенгай - полукаскадный стиль.В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остается на уровне почвы горшка.




Нэцунари

Нэцунари — стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут как отдельные деревья.

Литерали (Буджинги)

«Литерали» — характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток. Литерали — китайское слово, в Японии этот стиль называют бундзин-ги




Сэкидзёдзю

Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.





Исизуки

Исизуки или растущий-на-камне стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.





Хокидати

Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.





Ёсэ Оэ

«Ёсэ Оэ» или группа деревьев — стиль, в котором несколько деревьев выращивают в одном горшке. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си» — «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.

Икадабуки

Многоствольный стиль, икадабуки, отличается тем, что все стволы дерева растут из одного корня. Они формируют раскидистую крону, а самый мощный ствол образует вершину



Классификация размеров


  Класс  Размер, см
 крошечный Маме Кэси-цубу до 2,5
  
Сито
 2,5-7,5
   Гафу 13-20
 маленький Сёхин Комоно до 18
   Мяби 15-25
 средний Кифу Катадэ-моти  до 40
 большой Тю/тюхин  40-60
   Омоно до 120
 огромный Дай/дайдза Бондзю больше метра

(замечание: некоторые источники указывают другое деление)

Техники


Для уменьшения размера дерева существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсаё видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок.

Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева. Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится сокодвижение.

Полив

Из-за ограниченных размеров горшка с растением, забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут переносить периоды засухи, а другие требуют почти постоянного полива. Если оставлять почву сухой  или поливать слишком часто, можно получить загнившее растение или убить его корневую систему. Солнце и ветер могут быстро высушить почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и поливать при возникновении такой необходимости. Почва вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными даже когда их корневая система полностью уничтожена.

Пересадка и перевязка


Бонсай обычно пересаживают примерно раз в два года весной, как раз перед тем, как они начнут сокодвижение после зимней «спячки». Чем моложе растение, тем чаще его пересаживают. Это предотвращает обрастание корней вокруг горшка изнутри и провоцирует рост.

Перевязка деревьев — один из самых сильных способов управления формой дерева. Лучшее время для перевязки — весна и осень. Иногда к ветвям подвешивают груз для создания изгибов и узлов и эффекта старости. Хотя перевязка проволокой осуществляется весьма туго, в дерево проволока ни в коем случае врасти не должна. Снимают проволоку, разрезая её на мелкие кусочки, а не просто раскручивая.

Толщина проволоки должна быть пропорциональна толщине ветки. Вместо очень толстой проволоки можно использовать пару скрученных проволочек потоньше. Нельзя допускать скрещивания проволоки. Лучше постепенно оплетать ствол снизу вверх в течение нескольких месяцев.

Почва и горшок


Некоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса.

У каждого горшка должны быть дренажные отверстия чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных композиций выбирают остроугольные прямые контейеры; для вечнозелёных деревьев — неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения. Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета.

Расположение и зимовка


Вопреки общественному мнению, бонсаи может стоять и внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого часто можно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время.

Некоторые деревья требуют особой защиты зимой, и интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви.

Коллекционирование

Бонсаи может быть создан из купленного или самостоятельно выкопанного дерева. В юго-западной части США, например, растут легкокультивируемые виды, такие как кипарис. Когда выкапываете дерево, нужно быть очень осторожным, чтобы не повредить его корни, так как они часто невосстановимы. Если у данного вида деревьев корни растут неглубоко, то он является идеальным кандидатом для выкапывания.

Категория: Искусство | Добавил: Харука (18.10.2008)
Просмотров: 4145 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

личная информация


Добро пожаловать, Гость

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Стоимость обучения в нашей школе:
Всего ответов: 52
  • кондиционеры, вентиляция, воздуховоды
  • Статистика

    статистика
    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Школа Японского языка © 2024 |
    dating direct homepage counter счетчик сайта