Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばなикэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
История
Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную
направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных
форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не
является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну
маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и
бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот
момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
— Икенобо Сэньэй. «Истинная уточненность»
Школы
Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.
Икэнобо
Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была
основана в середине 15 века Икенобо Сенкеем — священнослужителем
буддийского храма Какудо в городе Киото.
В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют
старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили
Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
Охара
Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икебану новый стиль —
морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских
низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах).
Согэцу
Школа Соцэгу (яп. 草月 —
«Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году.
Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений.
Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого
материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять
на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара — талантливый
художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.
Стили
Рикка (立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в 17 веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
Рикка Сёфутай
Рикка Симпутай
Сёка (生花)
Сёка Сёфутай
Сёка Симпутай
Нагеирэ (投げ入れ) (другое название Хейка) — икэбана в
высоких вазах с узкой горловиной, растения уcтанавливаются, опираясь на
край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении,
то применяют несложные деревянные подпорки.
Тябана
Морибана (盛り花) — икэбана на низких плоских вазах или
подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в
посуде используются металлические наколки (кензан) или тяжелые
металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).