Тясицу (яп. 茶室, «чайный павильон») — атрибут японской чайной церемонии.
История возникновения
Литературные источники указывают, что первый такой домик построен в 1473 г. Чайные домики — тясицу —
походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были
предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.
Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты,
постичь смысл которой следовало путём философского осмысления
реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским
изречением, картина старинного художника и букет цветов. Устройство тясицу и процедура чаепития были разработаны известными мастерами тяною Дзёо Танэко (1503—1555) и Сэн-но Соэки (1521—1591), ставшего знаменитым под именем Рикю. Интерьер тясицу
Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась еще на подступах к тясицу. С давних времен тясицу
окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию
особого настроения, без которого церемония оказывалась бы
бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую
к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии.
По мере приближения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствуют старый фонарь, освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец — цукубаи
в выдолбленном углублении, хранящий воду для омовения рук и полоскания
рта, низкая, высотой в девяноста сантиметров, дверь, через которую
проходят, становясь в проеме на колени. Такое уменьшение входа в чайный
домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к
высокому искусству чайной церемонии,
независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому
что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности
аристократам из военного сословия
войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за
порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные
невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь,
где надо сосредоточиться на прекрасном.
В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома
располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей.
Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным
атрибутом обсуждения во время церемонии.
Все известные мастера тяною, Рикю в особенности, были приверженцами дзэн-буддизма. Процедура чайной церемонии и устройство тясицу отражали основные идеи дзэн. Размер комнаты для чаепития (сукия) примерно восемь квадратных метров. Согласно положениям сутр, в помещении подобного размера однажды смогли поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды. Эта аллегория имеет в своей основе теорию буддизма,
отрицающую наличие у истинно «просветленных» веса и объема тела. Такие
ассоциации усиливались полумраком, который создавался слабым светом из
небольшого окна под самым потолком и отражением света от стен,
отделанных темно-серой глиной. Все это вызывало у гостей ощущение
приятного уединения в тени.
Для полного наслаждения, утверждает писатель Д. Танидзаки (1886—1965), японцу нужен «некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение». Японцы всегда, повествует Танидзаки Дзюньитиро,
стремятся к тени. «Наши гостиные, — объясняет он, — устроены так, чтобы
солнечные лучи проникали в них с трудом. Не довольствуясь этим, мы еще
более удаляем от себя лучи солнца, пристраивая перед гостиными
специальные навесы либо длинные веранды. Отраженный свет из сада мы
пропускаем в комнату… стараясь, чтобы слабый дневной свет только
украдкой проникал к нам… Мы предпочитаем этот… полумрак всяким
украшениям — на него никогда не устанешь любоваться». Оборудование
интерьера классических тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась еще на подходе к тясицу.
|