ВЕЕР . Как и многие другие бумажные предметы, веера
пришли в Японию из Китая. Вероятно, самые первые из них находились в
употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв.
бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно
ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые
экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков». К
периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива, но
окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые
прутки создавали основу, к которой крепилась бумага. Обычно с обеих
сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои
особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был
изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся
к квадрату или «полной луны». При этом количество ребер составляло 45,
64 или 80.
На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай,
который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а
иногда изготавливался целиком из железных пластин. В последнем случае
веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало
примеров его применения в бою.
В период Эдо утива получили большое распространение и особенно
полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой
нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин,
выполненных на веерах, они становились все более сложными и
изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом
среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность
способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в
огромных количествах до самого конца ХIХ в.
Сегодня настоящие утива можно увидеть в руках все тех же категорий
населения Японии, что и 200 лет назад. Их используют в качестве
своеобразной визитной карточки сумотори и актеры, гейши и их ученицы —
майко.
В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу.
Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского
кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII
в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и
чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания
веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки
становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как
одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре.
Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера —
«Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно
такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным
признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком
родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это
иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных
образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к
Новому году.
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера- оги.
Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют
«солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего
часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и
применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют
его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер,
легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность
для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.
Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом
и также служил признаком состоятельного положения и богатства.
Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его
держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.
Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой
принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и
просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным
аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству
оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако,
лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не
прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках
европейских барышень.
|