Письменность. Официальная японская историография,
основывающаяся на мифах и преданиях «Кодзики» и «Нихонги», утверждает,
что распространение китайской иероглифической письменности в Японии
тесно связано с конфуцианством, хотя знакомство с китайской
письменностью, как это подтверждается некоторыми историческими
памятниками, произошло на рубеже новой эры. Так, в японском музее
(Сигонасима в преф. Фукуока) хранится золотая печать, которая была
переслана в 57 г. китайским императором поздней династии Хань королю
японского королевства Ва; в центре печати имеются китайские иероглифы.
Применение японцами китайской иероглифической письменности относится к
4 - 5 вв.: в имперских коллекциях Японии хранится бронзовое зеркало
японской работы с иероглифическими надписями, найденное в деревне
Каваи, Нарской префектуры, относящееся к 4 - 5 вв. Около 400 г. из
Пэкче было отправлено в Японию специальное посольство. В его состав
входили два китайских учёных корейского происхождения, названные в
«Нихонги» Акити и Вани. Они привезли с собой свитки на китайском и
корейском языках. По традиции этот момент считается началом введения
китайской письменности в Японии. Однако в 5 в. письменность была ещё
достоянием очень немногих и только в конце 5 - начале 6 в., когда
китайское письмо было приспособлено к японскому языку, получила
практическое применение. Во время правления Сётоку-Тайси в 607 г. из
Ямато в Китай (ко двору Суй) во главе большого посольства был отправлен
Оно-но Имоко. В 608 г. Он возвратился в сопровождении китайского посла.
Власть Сётоку-Тайси достигла зенита. При дворе начинают вести летопись
на китайском языке. По преданию, в 620 г. Были завершены два
исторических сочинения, приписываемые Сётоку-Тайси, - «Тэнно-ки»
(«Летопись царей») и «Коку-ки» («Летопись государства»). Целый штат
монахов (корейцев, китайцев, японцев) был занят перепиской буддийских
сутр и китайских комментариев к ним. Свитки украшались живописью руками
опытных мастеров. При Сётоку-Тайси происходит усиленная иммиграция
корейских и китайских монахов-проповедников, учёных, художников,
музыкантов, ремесленников.
Архитектура. По преданию, первый буддийский храм был
построен в 552 г. в честь изображения Будды, привезённого из корейского
государства Кудара (Пэкче). Вскоре противники буддизма из родов
Мононобэ и Накатоми сожгли храм, а статую Будды сбросили в воды канала
Нанива. В результате ожесточённой борьбы этих двух родов с родом Сога,
выступавшим в поддержку буддизма, последний победил и строительство
буддийских храмов возобновилось. К 640 г., по свидетельству «Нихонги»,
было построено уже 46 храмов. Но почти все они ещё в древности погибли
от огня. Счастливым исключением является только знаменитый монастырь
Хорюдзи, главные строения которого, датируемые 7 в.: кондо - Золотой
храм, то - пагода, кайро - крытая галерея и тюмон - внешние ворота, -
сохранились да наших дней. Хотя после пожара 670 г., уничтожившего
значительную часть монастыря, все его главные здания были перестроены,
Золотой храм и пагода, как полагают специалисты, сохранили свой
первоначальный вид. Расположенный в 7,5 японской мили (примерно 29 км)
к югу от Нара, храм состоял из пагоды (по-японски - то) и Золотого
храма (кондо). Вокруг этих главных зданий возводились остальные
постройки, галереи и пр. Первоначально построек было семь, откуда идёт
название храмового ансамбля - «Ситидо-горан», т.е. семь зданий. Затем
их стало гораздо больше. Архитектурный стиль был занесён из Китая
корейскими мастерами, возводившими первые буддийские храмы периода
Асука (6 в.). С самого начала все храмовые постройки возводились с
учётом окружающего пейзажа. Характер понимания архитектурного ансамбля
и пейзажа как единого комплекса заимствован из Китая. Правда, в Китае
не сохранилось ни храмового комплекса, ни даже развалин храмов,
выстроенных по плану, аналогичному плану Хорюдзи, хотя целый ряд
источников (в том числе, например, росписи Дуньхуана) указывает на
существование там подобного рода архитектурных образцов. В Корее на
территории древнего государства Кудара также не сохранились постройки
этого типа. Лишь на территории государства Силла японскому археологу
Сэкино Тэй удалось обнаружить следы храма Хоуан лонсёу, в котором
имелись постройки типа тюмон, кондо и то, причём расположены они были
по оси, проходящей с юга на север - фыншуй. Фыншуй - принцип
геомантики, который был положен в основу ориентации государева дворца
внутри китайской столицы ещё со времени династии Хань - обнаруживается
и во многих памятниках архитектуры Японии эпохи раннего средневековья.
Таким образом, здания монастыря Хорюдзи, как и деревянное зодчество в
ансамблях Ситэннодзи в Нанива (Осака) и Ямадэра, скопированное с
китайско-корейских образцов, являются памятниками не только японского,
но также китайского и корейского средневекового храмового зодчества.
Однако, в отличие от китайских канонов в древнем ансамбле Хорюдзи,
несмотря на строгий план всего ансамбля в целом, явственно проступают
черты, свойственные японскому эстетическому мировоззрению. Так, в
западной части Хорюдзи - ансамбле Сайин - два главных элемента
архитектурного ансамбля: Золотой храм и пагода - распложены не по оси
фыншуй, а стоят рядом (пагода - на западе, Золотой храм - на востоке).
При таком расположении у зрителя исчезает ощущение излишней
перегруженности всего ансамбля двумя массивными сооружениями. В этом
стремлении к большей свободе композиции обнаруживаются черты, присущие
именно японскому искусству. В главных зданиях ансамбля Сайин - кондо,
пагоде Годзюното и тюмон заложены основные черты формирующегося
архитектурного стиля. Кондо - здание, в котором хранится главная
святыня и куда мирянам доступ был запрещён. Существуют две версии
датировки кондо. Согласно первой, здание построено в период 607 - 616
гг., а в начале 8 в. нижний этаж был обнесён крытой галереей, заметно
исказившей облик здания. Другая версия датирует кондо 711 г., когда
здание было восстановлено по старому образцу. Кондо - типичный образец
японской буддийской архитектуры самого раннего её периода. В нём в
полной мере воплотились наиболее характерные черты, присущие японской
деревянной архитектуре древности и раннего средневековья: строгость и
простота строительных конструкций, являющихся одновременно и деталями
архитектурного декора. Открытые для обозрения конструкции украшают
своеобразным узором как интерьер храма, так и наружную его часть.
Главной несущей частью служит не глинобитная стена, которой отведена
роль перегородки, а система кронштейнов, поддерживающих венчающий
карниз. Причём пересекающиеся в виде пучка из четырёх лучей
непосредственно у самого карниза кронштейны расположены таким образом,
что их силуэт подобен очертаниям облака. Отсюда и название этой
конструктивно-декоративной манеры - кумогата хидзики (облака).
Расположение пересекающихся пучком кронштейнов на оси колонны
заимствовано, по мнению ряда авторов (Ж. Бюо, Р. Пэйн и др.), у
китайских архитекторов - строителей храмов Юньган и Лунмынь. Фигуры из
резного камня, имеющие в упомянутых храмах то же примерно назначение,
что и кронштейны, признаны этими авторами прототипами кронштейнов.
Однако не следует забывать о весьма сложном пути перенесения
конструкций деревянной архитектуры и каменных пещерных храмов Китая в
деревянную архитектуру Японии. С другой стороны, как отмечают та же
Ж.Бюо и другие, так называемые кумогата встречаются только в японской
архитектуре. Происхождение кумогата, по мнению этих авторов, восходит к
постройкам амбарного типа древнего населения Японских островов - айнов,
которые строили свои амбары так, чтобы защитить их содержимое от крыс.
Три центральные балки южного фасада кондо открывают в плоскости стены
фасада широкие двустворчатые двери. Такие же двери имеются в стенах и
трёх других фасадов: северного, западного и восточного. Двери служат
также единственным источником дневного света. Балки - найдзин -
собственно интерьера храма пригнаны друг к другу и образуют
поверхность, которая расписана не позже начала 8 в. Плафон найдзин
составлен из двух частей: сирин (образованной наклонно расположенными
планками) и собственно плафона - (ори-агэкумиирэ). Такая конструкция
плафона остаётся неизменной в течение последующих веков. В центральной
части плафон переходит в фонарь в форме усечённой пирамиды. Ж. Бюо и
другие полагают, что фонарь плафона является подражанием пещерным
храмам Бамиана, в свою очередь имитирующих индийскую деревянную
архитектуру. Причудливый рисунок крыши, вздёрнутые углы которой кажутся
висящими на невидимых нитях, как и весь силуэт здания, служил,
возможно, той же цели, что и культовые сооружения островов Океании, а
именно должен был возбуждать благоговение и суеверный страх. В такой же
степени эти же чувства должна была вызывать и пагода. Существуют две
теории происхождения пагоды. Согласно одной, пагода вырастает из
индийской ступы вследствие атрофии полушарий ступы (анда) и гипертрофии
её мачты и зонта. По другой теории, пагода развивается из башни,
которая строилась для защиты ступы. В облике поставленной на каменный
стилобат пагоды Хорюдзи нет уже ничего общего с приземистыми и
массивными ступами. Прототипами японской пагоды были, вероятно,
несохранившиеся пагоды Китая и Кореи. Японская пагода могла быть в
плане четырёхугольной или многоугольной, но никогда круглой, тогда как
индийские ступы и китайские пагоды очень часто имели вид круглой башни.
«Пятиярусная пагода» - Годзюното - считается замечательным образцом
свободной композиции. Силуэт пагоды, образованный наклонными
пересекающимися линиями стропил и кронштейнов, весь пронизан воздухом.
Поэтому она и производит на зрителя впечатление иллюзорной графичности
и предстаёт только в двух измерениях, как бы лишённой пластического
выражения. Общая высота пагоды - 33,5 м, из них на её шпиль приходится
9,7 м. Величина ярусов пагоды прогрессивно убывает от основания к
вершине. Такое же явление наблюдается в индийской (ступа) и ранней
китайской (пагода) архитектуре, но в меньшей мере. Последнее
монументальное строение древнего ансамбля - внутренние ворота - тюмон.
Тюмон - ворота внутренней ограды монастыря, которые находятся
непосредственно перед входом в святилище. Различные хозяйственные
строения монастыря располагались за пределами этой ограды.
Архитектурная форма такого рода сооружения появляется в Китае в эпоху
династии Суй, т.е. в конце 6 - начале 7 в. В Японии она претерпевает
довольно существенные изменения в сторону большей свободы композиции. О
членении фасада тюмон и своеобразной форме его колонн уже говорилось,
изменяются также и пропорции их конструкций. В конце 7 - начале 8 в. в архитектурном стиле Японии
происходят значительные сдвиги. Ставшие более регулярными связи с
материком усиливают приток мастеров, в том числе и зодчих, которые всё
шире начинают насаждать привычный для них стиль. Китайские мастера
постепенно вытесняют корейских. Активизирующийся процесс перенесения на
японскую почву особенностей китайского архитектурного стиля отразился
прежде всего на храмовом комплексе Якусидзи. Якусидзи, или Ниси-но кё,
- один из семи знаменитых монастырей, созданных в 7 - 8 вв. (Тодайдзи,
Кофукудзи, Хорюдзи, Хориндзи, Кангодзи, Дайандзи), до 710 г. был
расположен в Асука. После перенесения в 718 г. из Асука в Нара храмовый
комплекс Якусидзи был значительно расширен. В отличие от Хорюдзи в
Якусидзи появляется уже не одна пагода, а две - восточная и западная,
хотя здание кондо по-прежнему со всех сторон открыто для обозрения и
расположено на оси с юга на север. Трёхъярусная пагода Сандзюното
(единственная сохранившаяся) почитается японскими искусствоведами
красивейшим архитектурным памятником. Однако общий вид пагоды, особенно
её силуэт по сравнению с пагодой Годзюното монастыря Хорюдзи, скорее,
противоречит строгой простоте и лаконичности, присущим японскому
искусству. Сложная система кровель и галерей придаёт сложный и
неспокойный ритм вертикальному силуэту пагоды, переходящий и на
бронзовый шпиль-сорин и особенно на его верхушку-суйэн. По мнению Г.
Пьера, Ж. Бюо и других искусствоведов, происхождение суйэн чисто
китайское, и исполнен он в стиле эпохи Северо-Вэйского государства.
Суйэн - стилизованное изображение буддийских ангелов, пляшущих в языках
пламени. Они как бы парят в воздухе. Поддерживая руками священную чашу
Лотоса. Одеяния ангелов и развевающиеся шарфы сплетаются с языками
пламени, образуя символический пылающий овал, аналогичный буддийской
эмблеме Хосю-но тама (откуда и другое название этой части шпиля -
хосю). В отличие от древнего ансамбля монастыря Хорюдзи ансамбль
Якусидзи организован в соответствии с китайскими канонами симметричного
построения. В Якусидзи не только две пагоды вместо одной, но и две
колокольни. Да и расположены они по китайской традиции - по обеим
(восточной и западной) сторонам кондо. Более того, ансамбль Якусидзи
обширнее и застроен гуще. Тем самым потеряна суровая целесообразность
прекрасной красоты ансамбля Сайин монастыря Хорюдзи. Нара был первым в Японии
большим городом, который с самого начала застраивался по заранее
известному во всех подробностях плану. Чёткая, детально разработанная
планировка города заимствована из Китая, где в эпоху Тан городская
архитектура была строго регламентирована. В строительстве китайской
столицы Чанъаня с наибольшей полнотой были воплощены архитектурные
каноны танского времени. Их-то и стремились скопировать строители Нара.
Первая японская столица повторяет в уменьшенных масштабах Чанъань.
Планы их аналогичны. Тем не менее, архитектура городских сооружений
Нара с самого начала была отмечена типично японскими чертами. Этому
способствовало, вероятно, и то обстоятельство, что в Нара все здания
сооружались только из дерева, в то время как в Чанъане для
строительства использовали и камень, и дерево. Монастырь
Тосёдайдзи, как и Тодайдзи, принято считать образцом китайской
дворцово-храмовой архитектуры эпохи Тан. Тем более что основателем
монастыря был, по преданию. Китайский монах Кансин (688-763). Кансин,
или Гандзин, был родом из Хунани. В 793 г. (а по другим данным в 754
г.) он прибыл в качестве проповедника в Японию и был помещён в
Тодайдзи. В 759 г. Кансин основал близ Нара в пожалованном ему дворце
принца Танабэ монастырь Тосёдайдзи, настоятелем которого и стал. Под
руководством Кансина, как гласит предание, 180 китайских мастеров
сооружали храм. «То» в названии Тосёдайдзи - китайское слово «Тан»,
т.е. наименование династии, в свою очередь восходящее к санскритскому
caturdeca - «четыре страны света». Другое название монастыря -
Торицусёдайдзи, или Рюкидзи, т.е. «взлёт дракона», или Кэнсайрицудзи,
т.е. воспитание Виная. Таким образом, храм, согласно замыслу его
основателя, должен был стать копией китайского вселенского храма. Хотя
японская архитектура испытывает в 7 - 8 вв. сильное влияние иноземных
архитектурных стилей (Кореи, Китая, Индии), обусловленное принятием
буддизма, очень скоро превратившегося в государственную религию,
местная архитектурная традиция не исчезает и не растворяется в этой
иноземной архитектуре. Ни строительство буддийских культовых
сооружений, превратившееся в главную отрасль японской архитектуры, ни
поток иностранных мастеров, хлынувший в Японию, не могли уничтожить эту
традицию.
|