Из всех известных в мире единоборств сумо без
всякого преувеличения можно назвать самым зрелищным. При всей своей
культурной самобытности нет, наверное, на нашей планете борьбы, более
популярной и притягательной. Хотя для множества непосвященных
поклонников сумо является чем-то загадочным и необъяснимым. Впрочем,
наверное, так же, как и сама непостижимая для европейцев Страна
Восходящего Солнца.
Не только точной, но даже хоть сколько-нибудь приблизительной
даты возникновения разновидности борьбы, подобной сумо, назвать не
сможет никто. Но вот сами японцы считают, что первое упоминание их
национальной борьбы появилось в одном из первых письменных источников
древнеяпонской литературы, основной книге синтоистского троекнижия
«Кодзики» («Записки о деяниях древности»), увидевшей свет в 712 году и
охватывающей период от «эры богов» до 628 года. Там можно встретить
описание поединка между богами Такэминоката-но ками и Такэмикадзути-но
ками за право обладания Японией: «...и взял его руку словно тростник,
обхватил и смял и отбросил прочь» (свиток 1, глава 28). И хотя
относиться к этому эпизоду как к описанию конкретно сумо, наверное, не
стоит, поскольку оба бога во время поединка использовали для достижения
победы магию, японцы настаивают на обратном.
Еще один эпизод, касающийся борьбы, подобной сумо,
можно встретить в другом письменном источнике — «Нихон сёки» («Анналы
Японии»), появившемся в 720 году. Там повествуется о поединке двух
силачей. Одного из них звали Кэкая, он был жителем деревни Тайма и
славился на всю округу непобедимостью. Когда слухи об этом достигли
владыки страны, он повелел найти другого силача, чтобы они могли
сразиться. Достойный — Номи-но Сукунэ был родом из Идзумо, и тогда в
7-й день 7-го месяца 7 года правления императора Суйнина (29 год до н.
э.) «встали они друг против друга и пнули поочередно ногами. И сломал
Номи-но Сукунэ ребро Тайма-но Кэхая, а потом и поясницу ему ногой
сломал, и так убил его» (свиток 6, глава 4). Как далее повествует
книга, все имущество убитого было отдано победителю, сам же он остался
служить при дворе, а после смерти стал богом-покровителем борьбы, а
также гончарных мастеров.
Однако и первое, и второе упоминание относятся, скорее, к легендам. Само же слово «сумо»
(сумахи) впервые встречается в «Нихон сёки» (на 9-м месяце 14-го года
(469 год) правления императора Юряку). Слово «сумо» трансформировалось
из существительного «сумахи» от древнеяпонского глагола «сумафу»
(«меряться силами») и за сотни лет превратилось сначала в «сумаи», а
затем — в «сумо». Многие считают, что борьба попала на Японские острова
из Кореи. И это не удивительно, ведь по образцу Страны утренней
свежести и строилось Японское государство. Об этом говорит и
этимологическое сходство названия: иное японское чтение иероглифов
«сумо» — «собоку» очень похоже на корейское «шубаку». Да и первые
достоверные сведения о сумо тоже связаны с Кореей: 22-го дня 7-го
лунного месяца 642 года при дворе только что воцарившейся японской
императрицы Когёку, в честь корейского посла из Пэкче, Чиджока, были
устроены соревнования по сумо, на которых померялись силой
императорские стражники и корейские воины.
Перед началом схватки сумотори хлопают в ладоши и, поднимая высоко
ноги, с силой ударяют ими об пол. Борцы двух высших дивизионов также
полощут рот и обтирают тело очистительной водой, «придающей силу».
Некоторые суеверные борцы перед началом соревнований слегка касаются
рукой красивой женщины. На время поединка к тори-маваси (пояс для
схватки размером 80 см х 9 м) прикрепляются сагари (особые косички).
Традиция проведения дворцовых чемпионатов по сумо
сложилась уже в эпоху Хэйан — времени японского ренессанса (794—1192
годы). Для отбора сильнейших придворные глашатаи покидали дворец
императора уже весной, чтобы вскоре после праздника Танабата, который
приходится в 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, борцы со всех
концов страны могли померяться силой перед властителем в «столице мира
и покоя» Хэйане (Киото).
Судьи, как такового, не существовало, за поединком наблюдали
поочередно военачальники дворцовой стражи, пресекавшие использование
запрещенных приемов (удары в голову, хватание за волосы, пинание
упавшего), а также следившие за синхронным стартом. Если результат
схватки был сомнителен, то просили судить человека из аристократии, но
в случае, когда и этот судья колебался, верховным арбитром выступал сам
император, и его решение было окончательным. Абсолютному победителю
присуждался титул чемпиона и вручались ценные подарки. Поскольку в
турнире принимали участие борцы крупного телосложения, независимо от
сословной принадлежности, случались и довольно парадоксальные ситуации.
Например, борцы-крестьяне из-за турнира, приходившегося на период сбора
урожая, не занимались своей основной деятельностью, поэтому согласно
закону по возвращении домой их ждало заключение под стражу. Доставалось
и губернаторам, рекомендовавшим их. Последний турнир был проведен в
1147 году, незадолго до установления в стране власти самураев.
Несколько сотен лет сумо находилось в упадке, но
благодаря приверженности японцев к своей культуре и традициям не
исчезло. Его подъем начался в период Азути-Момояма (1573—1603). Крупные
феодалы Средневековья (даймё) содержали у себя лучших борцов, время от
времени устраивая турниры. Тогда же появились первые профессиональные
сумотори из числа ронинов — самураев, лишившихся господина.
Установившаяся в начале XVII века власть сёгунов Токугава и
последовавшая изоляция страны способствовали росту народных промыслов,
развитию изящных и зрелищных искусств. Прославленные борцы были
невероятно знамениты, словно актеры театров Ноо или Кабуки.
Популярность дошла до того, что типографии начали выпускать списки
борцов с перечислением их титулов и особенностей (бандзукэ), дошедшие и
до наших дней. Гравюры, изображающие известных сумотори, печатались
огромными тиражами и всегда были востребованы. Для сумо наступил
Золотой век. Почти окончательно сформировались правила проведения
поединков, система рангов и титулы чемпионов, с некоторыми дополнениями
все эти установки существуют и поныне. Есида Оикадзэ ввел титул звания
ёкодзуны как отличие лучших из лучших. В период Токугава утвердились и
72 канонических приема сумо, называемых кимаритэ.
После реформирования армии и начавшейся вестернизации страны
сумотори остались, пожалуй, единственными, кто не утратил своей
самобытности и великолепной самурайской прически теммагэ. Некоторые
сторонники глубокого реформирования пытались запретить сумо как
пережиток самурайской Японии, но, к счастью для всех, этого не
произошло. Благодаря поддержке пришедшего к власти в стране императора
Муцухито сумо не было упразднено, более того, в 1909 году для
проведения ежегодных чемпионатов был построен огромный комплекс
Кокугикан.
В современной Японии сумо — это неотъемлемая часть
культуры, бережно хранимая поколениями. Настоящий сумотори проходит
трудный путь, который по силам немногим. Тот, кто однажды примет
решение стать борцом, должен отдать себя этому делу без остатка. Вся
жизнь членов японской федерации профессионального сумо строго
регламентирована и похожа на жизнь скорее военного, чем спортсмена.
Чтобы стать сумотори высшей лиги, нужны годы нелегких тренировок,
упорного стремления к продвижению в табели о рангах. Человеку,
пришедшему в сумо, необходимо думать о двух на первый взгляд
несовместимых вещах: тренировке гибкости и наборе веса. И они этого
добиваются — все сумотори, даже те, что достигают веса до 300 кг, могут
с необыкновенной легкостью встать на гимнастический мостик или сесть на
шпагат. Хотя для победы важен не только вес, не меньшую роль в
действиях борцов играют ловкость и сообразительность. Судите сами: в
одном из поединков на 8-м чемпионате мира, состоявшемся в 1999 году,
105-килограммовый россиянин Юрий Голубовский сумел одолеть американца
Ярброу, весившего 350 кг.
Взойдя на низшую ступень иерархической лестницы, борцы начинают
продвижение к вершине, ежегодно выступая на турнирах профессионального,
так называемого «большого сумо» — оодзумо. Несмотря на то что в нем не
существует строго обозначенных весовых категорий, к соревнованиям
допускаются борцы не легче 70 кг, ростом не ниже 173 см (кстати, до
1910 года ограничения на рост не существовало, вес же должен был быть
не менее 52 кг, но уже в 1926 году правила ужесточили до 64 кг и 164
см). Каждый из шести чемпионатов по сумо (хомбасё) — это
незабываемое, красочное зрелище, всякое действие которого
неукоснительно подчиняется ритуалу, установившемуся в древности. За 13
дней до его начала Японская федерация сумо выпускает бандзукэ (табель о
рангах), в котором по нисходящей вписаны все сумотори. Этот документ
рисуется от руки, особым шрифтом, причем чем выше заслуги борца, тем
крупнее написано его имя. Имена начинающих вписываются чуть ли не
иголкой. До выпуска документа в свет вся информация держится в
строжайшем секрете, лица же, ответственные за нее, находятся под
«домашним арестом».
Во время турнира, длящегося 15 дней, каждый борец высшей лиги
проводит по одному поединку в день. Сумотори низших дивизионов должны
провести 7 поединков. Таким образом, для того чтобы стать обладателем
любого приза, каждый сумотори должен одолеть от 8 до 4 противников.
Существуют призы за техническое мастерство, за боевой дух, за лучшие
показатели. Каждому призу соответствует денежное вознаграждение,
эквивалентное примерно 20 тыс. долларов. Самый главный приз —
30-килограммовый Императорский кубок вкупе с призовыми деньгами (около
100 тыс. долларов). Кубок победителю вручается временно, до следующего
турнира, у него же остается уменьшенная его копия. Предусмотрены также
подарки от спонсоров. Если на поединок были сделаны ставки, рефери
подносит конверты с выигранными деньгами победителю на веере.
Непосредственно перед схваткой оба борца синхронно выполняют ритуал
«смывания грязи», затем встают в исходную позицию на стартовые линии.
Широко расставив ноги и опустив руки, сжатые в кулаки, борцы
сосредоточенно смотрят друг другу в глаза, пытаясь психологически
победить противника еще до схватки. В прошлые века этот психологический
поединок (сикири) мог длиться неограниченное время, и иногда случалось,
что один из участников сдавался без боя. Эти «гляделки» повторяются 3—4
раза. Профессиональное сумо делится на 6 дивизионов: дзё-но кути,
дзёнидан, сандаммэ, макусьта, дзюрё и высший — макуути, в нем выступают
лучшие борцы с рангами маэгасира, комусуби, сэкивакэ, оодзэки (по
нарастающей).
Все перечисленные звания завоевываются и подтверждаются на
регулярных чемпионатах, проходящих 6 раз в год: три раза — в Токио и по
одному — в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Звание абсолютного чемпиона
(ёкодзуны) присуждается по представлению Японской Ассоциации Сумо
крайне редко — только самому успешному сумотори, сумевшему два раза
подряд завоевать титул оодзэки и зарекомендовать себя среди товарищей с
самой лучшей стороны. Титул этот пожизненный, однако, чтобы держать
высокую марку, получивший его должен постоянно радовать поклонников
красивым и не знающим поражений выступлением. За всю историю Японии
этого звания удостоились всего несколько десятков человек.
Сначала на ринге (дохё) появляются два сумотори и рефери
(гёдзи). Еще 4 судьи (симпан) следят за схваткой с 4 сторон за
границами ринга. Поединок чемпионов судит главный рефери (татэ-гёдзи).
Схватка начинается по знаку рефери. Борцы должны начать борьбу
одновременно, коснувшись ринга рукой. В случае фальстарта (если один из
них не дотронулся до ринга) начинают все заново, а на виновника
накладывается штраф на сумму от 500 до 1 000 долларов.
Как только результат поединка становится очевидным, рефери поднимает
веер и произносит «Сёбу атта!» («конец схватки»), и после этого
происходит утверждение победившего и объявление результата с указанием
примененного приема, причем вместо имени сумотори называют сторону, с
которой выступал победивший — «запад» или «восток» (этот обычай пошел
со времени исторического периода Эдо, когда главными противниками в
поединках были сумотори запада страны (из Осаки и Киото) и востока (из
Токио).
Далее проигравший покидает ринг, а победитель, встав в позу сонкэ,
резко опускает правую руку от левого плеча к правой ноге и уходит.
|