Словно нить драгоценных жемчужин протянулась из глубины веков вереница
немеркнущих сокровищ литературного наследия Страны восходящего солнца. "Собрание
мириад листьев" (Манъёсю), "Повесть о блистательном принце Гэндзи" (Гэндзи
моногатари), "Записки у изголовья" (Макура-но-соси) - это, конечно же, отголоски
давно ушедшей в прошлое некогда блистательной Эпохи Хэйан (Х-ХI вв.).
Произведения поэтической и художественной прозы того времени отличались
непередаваемым изяществом и утонченностью вкуса их авторов, несущих особую
эстетическую атмосферу императорского двора, которая растворилась в
неумолимом потоке времени, вынесшим на поверхность истории новых героев и новые
имена. Со сменой эпох в литературе наметился новый жанр: военно-феодальная
эпопея гунки. Время феодальных междоусобиц и кровавых сражений породило
произведения совсем другого характера. "Сказание о годах Хогэн", "Сказание о
годах Хэйдзи", "Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра", "Повесть о
доме Тайра" и "Повесть о великом мире" - относится к ХIII-ХIV векам и описывают
войну между сторонниками императорского и сёгунского правления.
Параллельно гунки развивается жанр дзуйхицу. Крупнейшие авторы - Камо-но
Тёмэй (1153-1216) и Ёсида Кэнко (1283-1352). Их произведения продолжали и
завершали хэйанскую культурную традицию. С литературой придворной аристократии
их объединяли высокая языковая культура, внимание к эстетическому идеалу
(особенно в "Записках от скуки" Ёсида Кэнко, 1330) и, главное, идеализация
старины. В них выражена буддийская идея непостоянства сущего, особенно в
"Записках отшельника" (1212) Камо-но Тёмэй, где она связана с проповедью
отшельничества.
В ХVI в. вместе с повышением роли городов в экономике Японии начала
развиваться городская литература.
Успехи книгопечатания в начале ХVII в. способствовали распространению
грамотности. Новый расцвет японской литературы относится к годам Гэнроку
(1688-1703) - золотому веку культуры позднего средневековья - и связан с именем
новеллиста Ихара Сайкаку (1642-1693), зачинателя трех основных направлений в
этом жанре: косёкумоно (новеллы о любви и любовных похождениях), букэмоно
(новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы из жизни горожан, целью которых
было накопление денег). Написанные разговорным языком, новеллы Ихара Сайкаку
пользовались успехом у горожан.
Начало жанру коккэйбон ("забавные книжки") положил Дзиппэнся Икку (1765-1831)
повестью "На своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-1822). Расцветает жанр
"городской драматургии". "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей"
выдающегося японского писателя и драматурга Тикамацу Мондзаэмона, до сих пор
является одним из ставящихся на современной сцене ярчайших произведений
того времени.
Западная литература нахлынула в Японию стремительно - как волна, внося
смятение в умы ошеломленной Японии, впервые открывшейся миру после длительного
культурного затворничества лишь в конце XIX века. Во многом под ее влиянием в
конце столетия были написаны произведения выдающихся прозаиков Мори Огай и
Нацумэ Сосэки, которые остаются одними из наибольших ценностей сокровищницы
японской художественной прозы и сегодня.
С наступлением 20-го века японская литература начинает проникать на Запад.
Благодаря переводам западные читатели знакомятся с произведениями японских
авторов. Произведения нового времени, наиболее часто читаемые на английском и
других языках, включают "Кикё" ("Возвращение домой") Осараги Дзиро, "Кинкакудзи"
("Храм Золотого павильона") Мисима Юкио и "Тадэ куу муси" ("Кто-то предпочитает
и крапиву") Танидзаки Дзюнъитиро.
В 1968 г. Япония обретает своего первого Нобелевского лауреата в области
литературы - японскому писателю Кавабата Ясунари (1899-1972) присуждается
Нобелевская премия за успехи в области литературного творчества. Кавабата
широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений,
включая такие, как "Снежная страна", "Тысяча журавлей" и "Киото", "Стон
горы" и другие. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необычайным
лиризмом и обостренной чувствительностью.
В 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному
японскому писателю - Оэ Кэндзабуро.
Во все большем количестве, отражая футуристические настроения современного
урбанистического общества, начинают появляться произведения японских
писателей-фантастов Абэ Кобо, Комацу Сакё, Хоси Синъити и др. Расцветает жанр
детективного и психологического романа, представленного произведениями таких
писателей как Мацумото Сэйтё, Фукунага Такэхико, Ватанабэ Дзюнъити.
Новые времена возвели на пьедестал новые имена. Мураками Харуки - вот новая
звезда, взошедшая на небосклон японского литературного творчества уже в наши
дни. Мураками одним из первых открыл глаза сотням тысячам читателей на
современную Японию с её альтернативной молодёжной субкультурой, мало чем
отличающуюся от аналогичной среды в Москве, Нью-Йорке, Лондоне или в Стамбуле.
Его герой - это молодой бездельник, озабоченный поиском девицы с ушами необычной
формы. карьерой и развлечениями. Он с удовольствием ломает традиции, за что
презираем многими японцами, приверженцами древних устоев и "правильных"
привычек. "Мне нравится тратить время. На свете столько всего, что я люблю -
джаз, кошки... Девушки, может быть. Книги. Всё это помогает мне выжить". Ему по
духу ближе парни и девочки из шумных дискобаров, влюбляющиеся на один день или
час и вспоминающие о своих увлечениях лишь несясь в засасывающе-влекущую даль на
ревущем мотоцикле...
|