Японская литература как таковая зародилась чрезвычайно давно, задолго до заимствования у
китайцев символов для обозначения устной речи. Таким образом, самые
ранние литературные произведения передавались из уст в уста, «от сердца
к сердцу». После того, как в Японии появились иероглифы, появилась
возможность записывать те произведения, что слагались в народе и при
дворе. Очень долгое время японская литература находилась под влиянием
литературы Китая и многие литературные произведения создавались именно
на китайском языке.
Самыми первыми памятниками японской литературы являются
«Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов
и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о
событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Они были
составлены под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан
считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В
это время складываются такие литературные жанры, как «моногатари» —
сказание и никки — «дневник». Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи
моногатари» («Повесть о Гэндзи») Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии»
(«Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.
Классическим жанром японской поэзии считаются стихи в стиле
«вака» («японский стих»), называемые также танка («короткий стих»), ибо
состояли из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5—7—5—7—7). Термин
«вака» возник во времена эпохи Хэйан — им обозначали «высокую» поэзию
на японском языке (ранее известную как ямато-ноута). Поэзия вака
пользовалась особым покровительством императорского двора: в частности,
при дворе устраивались специальные поэтические состязания (ута-авасэ),
а лучшие стихи объединялись в императорские сборники. Широко известный
сейчас (да и тогда тоже) «Манъёсю» («Сборник из десяти тысяч листьев»)
является первым из таких сборников и состояит из 20 томов, объединяющих
в общей сложности 4516 стихотворений-вака. Следующим известным и
обширным поэтическим сборником стал «Кокинсю», завершенный к 905 г.
Сборники стихов вака объединяли произведения лучших японских поэтов,
среди которых были многие японские императоры, высшие государственные
чиновники и придворные, а также дзэнские монахи и воины-самураи.
Ещё со времён эпохи Хэйан возвышенные лирические стихи были
одним из способов общения возлюбленных, а придворные изощрялись таким
образом в остроумии – в высшем свете считалось хорошим тоном умение
импровизировать и слагать стихи «на лету» - так определялось, насколько
умён и хорошо воспитан человек, а отсутствие поэтических талантов могло
даже сказаться на придворной карьере.
Любимым занятием придворных была поэтическая игра – «рэнга»
(«совместные стихи»), суть которой заключалась в сложении стихотворения
сразу несколькими людьми. Первый стихотворец задавал задавал первые три
строки (5—7—5 слогов), а другие — последние две (7—7 слогов).
Далее в японской литературе появляется популярный ныне в
Японии и за её пределами жанр хайку, также известный как хайкай,
хайкай-но рэнга. Хайку – это 17 слоговой стих (5—7—5), допускавший
более разговорный стиль и потому считавшийся более «легкомысленными» по
сравнению с «серьезной» поэзией вака. Однако такие стихи были куда
ближе к народу и получили в результате самое широкое распространение и
признание. Вскоре появились мастера поэзии хайку, которые почитались не
меньше, чем мастера поэзии вака. Наиболее признанными поэтами,
творившими в жанре хайку, считаются Нисияма Сёин (1605—82), Ихара
Сайкаку (1642—93), Уэдзима Оницура (1661—1738), а также Кониси Райдзан,
Икэниси Гонсуй, Ямагути Содоо и многие другие. Но наиболее известным
мастером хайку считается великий Мацуо Басё (1644—94), поэт мировой
величины, на творчество великого поэта оказали значительное влияние
идеи дзэн.
В период Эдо большую популярность получают так называемые
отоги-дзоси — легенды, притчи и рассказы, которые возникли ещё в XIV—XV
вв. в устной форме и как анонимные произведения. С XVII в. отоги-дзоси
стали издавать ксилографическим способом, часто с иллюстрациями.
Записывались такие рассказы каной, поэтому были доступным весьма
широким слоям населения, в том числе и низам, поэтому пользовались
широкой популярностью. В тот же период появляется авторская проза, на
которую повлияли отоги-дзоси. Очень долгое время главным жанром таких
рассказов были забавные истории из обычной жизни (гэсаку), которые в
свою очередь подразделялись ещё на несколько поджанров. Например,
сярэбон – «остроумные рассказы», бывшие циничными и долженствующие
развлекать «почтенную публику», а также «ниндзсобон» - рассказы о дамах
из «весёлых кварталов» и их поклонниках, весьма сентиментальные и
весьма правдивые.
После падения сёгуната Токугава в японской литературе произошёл
коренной перелом, т.к. на внутренний рынок хлынули произведения
западных литераторов, которые быстро завоевали популярность и стали
оказывать влияние на умы современных писателей. В настоящее время во
всём мире популярно несколько японских писателей, одним из наиболее
известных можно назвать Харуки Мураками, но в то же время широкая
общественность подчас очень мало знакома с действительным жемчужинами
японской литературы, которых за многие века и за последние годы в
отдельности накопилось весьма достаточное количество.