В современной Японии в основном распространены две основных религии: синтоизм
и буддизм. Также определенной популярностью пользуется христианство и разнообразные
секты.
Синтоизм
Синтоизм - это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова
"синто" - "путь богов". В основе ее лежит поклонение всевозможным ками
- сверхъестественным существам. Основные виды ками - это:
- Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
- Незаурядные личности, объявленные ками;
- Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или
репродукции);
- Духи умерших.
В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности
есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными
людьми нет - есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется
как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами),
поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.
Ками делятся на Фуку-но-ками ("добрые духи") и Магацу-ками ("злые
духи"). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми.
В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным
образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники
приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее
в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами
или Судьбой.
Синтоистский храм состоит из двух помещений - молельного зала (хайдэн)
и комнаты (хондэн), в которой находится предмет, связанный с соответствующим
ками. Важной частью храма являются тории - П-образные ворота, являющиеся
символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие
святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у
больших древних деревьев, также считающихся жилищами ками.
С развитием имперской системы возникло представление о верховной ками - богине аматэрасу. Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды
об Аматэрасу и ее семье многие годы (до середины XX века) официально считались
началом истории Японии.
С момента прихода в Японию буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения
этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам.
Буддизм
В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой
японского буддизма считается учение Махаяны ("Большой колесницы") или северный
буддизм, противопоставленное учению Хинаяны ("Малой колесницы") или южному
буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только
его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - будд
и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит
из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут
помочь человеку.
Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо ("Чистой земли") лежит
поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель
(собственно, "Чистой земли") на Западе. Основным элементом поклонения является
постоянное произнесение фразы "Наму Амида буцу" ("Слава будде Амиде").
Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она все еще остается
одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.
Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной
фразой является "Наму мёхо рэнгэ кё" ("Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной
Дхармы"). Здесь объектом поклонения является сам Будда и "Сутра Лотоса"
- один из основных для северного буддизма текстов.
Другой буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм.
Ее учение куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются
обладателями невероятных способностей - летать, творить чудеса, сражаться с демонами.
Ее священники часто живут отшельниками в горах. Тогда они называются ямабуси.
Ямабуси также известны как создатели ряда японских школ боевых искусств. Их можно
узнать по большим четкам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами
(сякудзё).
Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе
лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов).
Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося
за счет размышления над притчами - коанами, или моментальное случайное
прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).
Даосизм
Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем
не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу
весьма значительно.
Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы
"Дао дэ дзин". Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизяснимого
Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это
путь жизни и блаженства.
Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания.
Даосам - мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические
умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой
был не "философский камень" европейских алхимиков, а поиск "эликсира бессмертия".
Даосов, достигших бессмертия, называли "сэннин". Считалось, что они, как
ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и
о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.
Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ("Путь
гармонии Инь и Ян") - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания
судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.
Христианство
Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами
Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную
опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.
После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно
бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году,
когда была объявлена свобода совести.
В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами.
Тем не менее, такой атрибут христианства как "венчание" становится сейчас все
более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному
обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная,
а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно значительной популярностью
в Японии пользуется православие.
Секты
Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий.
Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих
(особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные "новые
секты" разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей
- руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих
отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость
к другим религиям, вера в скорый Конец Света.
Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная
Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно
мешают жить тем, кто в них не входит.
Взаимовлияние религий
В отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается значительное
пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие
религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую
часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение
буддизма и синтоизма - как уже отмечалось, часто один храм является местом поклонения
и буддам, и ками.
В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных
ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому.
Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно
с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной обрядностью (разного
характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность.
Цель же всех вероучений полагается одинаковой - снятие жизненных осложнений, а
потому и противоречий не возникает...
|